В пространстве Виталия Копачева
Виталий Копачев – феномен современного русского искусства, один из и ныне работающих культурных столпов, художник, умеющий подчинять действительность своим творческим целям, уникальный колорист и символист
Есть художник, чьё место и роль в современном русском искусстве оценены поверхностно. Кажется – о нем пишут, имя его на слуху, фотографии регулярно мелькают в изданиях и социальных сетях, но веского, подлинного слова о нем, пожалуй, не сказано.
Художник Виталий Копачев – уникальное явление в мире искусства. Не выпячивающийся, не дутый, не прикрывающийся водопадами словес – он Мастер, труженик, посвящающий время своего земного существования творчеству. Каждый божий день – диалог. Чистый лист, Копачев… Его работы, как и сама личность, притягательны, обладают особым магнетизмом. К ним (работам) и к Виталию Копачеву тянутся люди (не знаю, чего зрителям хочется больше – посмотреть картины или побеседовать с художником). Это волнительно, трогательно: сейчас так устаешь от пустопорожних однодневок, наглых выскочек, болтунов и хамов. Прежде, чем занять свое место в искусстве, Виталий Копачев прошел извилистый жизненный путь, как редкое дарование – «нащупал», постепенно выработал свой узнаваемый стиль, а уже затем, как хозяин, занял место в культурном пространстве.
Кто видел ранние работы художника, понимает, что он, в какой-то мере, неосознанно, пожертвовал реалистом в себе. Мощная, своеобразная цветоносная живопись раннего Копачева фактурна, выверена и доходчива для восприятия как неискушенного зрителя, так и капризного ценителя. Его натюрморты при всей их простоте скорее метафизичны. Уже в работах 80-х годов ощутима авторская работа с цветом, эксперименты с тонами и полутонами: картина живет таинственной жизнью, в разное время суток, при разном освещении она неузнаваемо преображается. Появляются многоплановость, сюжет, допустим, натюрморта с тремя рыбами, у другого мастера банальный – развивается в андерсеновскую сказку: за объектом возникает бездонная цветовая пропасть, суть которой зритель волен трактовать, как ему заблагорассудится. Ранняя живопись Виталия Копачева экспрессивна, тяготеет к лучшим образцам европейской школы, чем-то близка узкому кругу мастеров первого русского авангарда, но при всем при этом сугубо личностна, уже узнаваема, - это авторские опыты, за которыми чувствуется присутствие незаурядного таланта.
Прошло время, прежде чем, зритель увидел копачевские симфонии – цветовые, фигуративные – плод – титанического труда. Атом созидания, через хаос и нагромождение к гармонии, иероглифическая живопись, закодированные месседжи… Копачева назвали Хлебниковым живописи – это красиво, но, на мой взгляд, сути не отражает, гений гению – не костыль. Лаконичный и мудрый, немногословный, но каждый звук доходит до сердца – Басе.
Вот причуда знатока!
На цветок без аромата
Опустился мотылёк.
Стоит ли Копачева относить к какому-то конкретному течению? Ведь можно в его работах нащупать что-то из авангарда, концептуализма, беспредметного, экзистенциализма, модернизма, импрессионизма, реализма и еще десятков измов. Так стоит ли художника пробировать, как ювелирное изделие? Не стоит. Это преступление – навесить ярлык.
Виталий Копачев - художник цвета, тайнописец, подобно египетским мастерам, шифрующий в своих картинах символы, знаки. Его образное мышление оригинально, архетипично. Это копачевский парадокс: художник конкретного мгновения, сегодняшнего дня, современности – он глубоко, в лучшем смысле, традиционен. Многие не обращают внимания, что автор энциклопедически образован, мало кому доводилось слышать его рассуждения об искусстве, а это – лекции, да еще и с практическими рекомендациями, - подобные тем, что во времена оно читал Александр Бенуа.
Для многих незаметно Виталий Копачев давно уже вышел на европейский, мировой уровень, став предметом дискуссий и коллекционирования в разных точках земного шара. Его умение работать серийно, говорит о высоком уровне профессионализма, нацеленности на результат, умении решать сложные тематическо-образные задачи.
Для меня важно, что это еще и человек с большой и живой душой, открытый для людей и чужих проблем. Директор московской галереи А3, он сделал все, чтобы поддержать десятки начинающих художников (многие из которых сегодня известны и обласканы), возродить и отдать должную славу забытым старым мастерам. На нервном, ответственном и неблагодарном посту он сделал весьма много для процветания русской художественной культуры, часто в ущерб себе, как художнику.
В какой-то мере с сожалением отмечу, что масштаб творческой личности Виталия Копачева не до конца осознан современниками. Что ж… Уверен – его роль в искусстве с годами будут только возрастать, влияние и авторитет благотворно действовать на молодых художников, а новые работы по мощи, таланту, проникновению и чувственности продолжат копачевскую линию.
Алексей Шульгин