Художник Клара Голицына
Я РАБОТАЮ НАД ПРОЯВЛЕНИЕМ СВОЕЙ СВОБОДНОЙ ВОЛИ В ТВОРЧЕСТВЕ
Интервью с художником Кларой Голицыной
Художник Клара Голицына ответила на несколько вопросов
- Клара Николаевна, у Вас богатая и долгая творческая жизнь. Как бы Вы сформулировали: что есть творчество, талант? Как это проявляется и каким-то образом отличает человека (занимающегося творчеством) от других?
- Творчество и талант человека может проявляться в разных областях, не обязательно в области искусства. Даётся от рождения очень многим, а может и всем. Нужны соответствующие условия для его развития.
- Вам удается быть не только неповторимой, но и не повторяться. Как приходит на разных этапах «новизна»? Какие мотивы подвигают менять уже найденное, узнаваемое и имеющее успех? Не страшно вдруг стать непонятой?
- Новизна приходит интуитивно от меняющейся ситуации в мире.
- Нужен ли Вам зритель, нуждаетесь ли Вы во мнении людей, которые приходят на Ваши выставки? Можно ли говорить о голицынском круге ценителей искусства?
- Зритель, конечно, нужен. А важным для меня является мнение людей, понимающих сущность искусства.
- Как начиналась Ваша творческая жизнь? Откуда Вы родом, кто Ваши родители? Как случилось, что Вы стали художником?
- Я родом из Москвы. Отец художником не был, но хорошо рисовал карикатуры для стенгазет в учреждении, в котором работал. Лет с трёх он водил меня в Музей Изящных Искусств (теперь Пушкинский), потом дома ставил для меня натюрморты. Мама начала рисовать в 73 года, когда мы с мужем подарили ей альбом и акварельные краски.
В школе я мечтала стать математиком. Но, вернувшись из эвакуации, где закончила десятый класс, опоздала подать заявление на физмат в МГУ.
Подала временно в Полиграфический, где оказался замечательный педагог по рисунку Вышеславцев Николай Николаевич – художник круга Мир
Искусства. Так вместо математика стала художником.
- Клара Николаевна, 60-е годы воспринимаются, как знаковое время для всего общества и (конечно же) для искусства. Кто-то вспоминает тот период восторженно, кто-то со скепсисом, а каким его запомнили Вы? Если можно: Голицына и 60-е.
- Шестидесятниками называют художников, которым после периода запрета, наконец разрешили выставляться на Малой Грузинской. Там я выставлялась ежегодно с самого начала. До этого меня на выставки не пускали, как «формалиста». Конечно, ОТТЕПЕЛЬ отразилась и на моих работах, т.к. появилась возможность увидеть в подлинниках современное искусство Запада.
- С кем из собратьев по искусству у Вас сложились добрые отношения? Кто-то влиял на Вас?
- Дело в том, что с 1962 по 1982 годы я работала по 8 часов художником в Закрытом институте Челомея – делала плакаты для коллегий министерства на космические темы. Поэтому общаться со сверстниками с Малой Грузинской (Немухиным, Рабиным, Зверевым и др.) не было времени. Отношения дружбы сложились с более молодым поколением.
Влияние на меня в разное время оказали – ранний Нестеров, раннее итальянское и немецкое Возрождение, малые голландцы, Рембрандт.
Потом – ПИКАССО, Руо, Бекман, Генри Мур, Хартунг, Уорхол и др.
- Вы пережили Великую Отечественную войну. Бессмысленно многословие. Как переживали то тяжелое время?
- В войну была в эвакуации в Набережных Челнах. Жила в интернате. Училась в 9-ом и 10-ом классах. Отец погиб в 1941 году под Ельней (был в ополчении). Голод семья испытала в Москве с 1943 по 1949 годы, вернувшись из эвакуации. Жарили картофельные очистки на сухой сковородке без масла, в институт ходила в рваных ботинках, на защиту диплома пришла в платье, которое одолжила однокурсница.
- Вопрос несколько невразумителен, но в какое время Вам работалось лучше всего? Какой из периодов кажется Вам самой наиболее плодотворным?
- Работается лучше всего сейчас, т.к. знания и опыт помогли обрести внутреннюю свободу. Кроме того, пока нет запрета на выставки.
- Обращаются ли к Вам молодые художники? Ваш богатейший опыт и мастерство не могут не притягивать начинающих. Есть ли у молодежи шанс в наше время проявить себя в искусстве? Следите ли Вы за художниками. Может быть отметите кого-то лично?
- Мне трудно совместить творчество с преподаванием (хотя могла бы дать многое). Просто нет на это сил. Могу иногда что-то посоветовать. Но сейчас по возрасту больше сижу дома и работаю.
- Над чем сегодня работает Клара Голицына?
- Над проявлением своей свободной воли в творчестве.
- Каким материалам Вы отдавали и отдаете предпочтение?
- Сейчас отдаю предпочтение лёгкой ткани (дешёвый материал) и акрилу (быстро сохнет).
- Клара Николаевна, позвольте поздравить Вас с великолепной выставкой. И в свою очередь, чтобы Вы пожелали и художникам и нехудожникам?
- СПАСИБО! Желаю всем обрести внутреннюю свободу.
Алексей Шульгин