Журналист Лев Новожёнов
Если выбор делается не в пользу высокой культуры, то здесь не проблема культуры, а каждой отдельной персоны
Интервью с журналистом и ведущим Львом Новожёновым
- Лев Юрьевич, только слепой не видит, что отечественная культура переживает тяжелое время. И парадокс (переставший быть парадоксом): ведь культура нужна, даже, если кажется обратное, но в конкретный момент делается все, чтобы широкому кругу прививалась антикультура. И в этот процесс прививки антикультуры включились многие настоящие мастера своего дела, художники, писатели, журналисты. Как Вам кажется, почему происходит так?
- Чтобы ответить на Ваш первый вопрос, мне остаётся одно из из двух - принять или не принять Ваш тезис, что только слепой не видит, что отечественная культура переживает тяжёлые времена. Проще всего было бы сказать, что - да, я слепой и ничего такого не вижу. И наверное, это был бы самый честный ответ. Чтобы утверждать обратное, надо взять на себя смелость быть абсолютно уверенным, что я, Лев Юрьевич Новожёнов, в курсе всего, что сейчас происходит в области культуры. Подобной уверенности у меня нет. То, что по слабости зрения мне всё-таки удаётся разглядеть, говорит о том,, что книжные магазины забиты самой разнообразной литературой, в том числе ранее недоступной, в Москве идёт необыкновенно оживлённая театральная жизнь, одна за другой открываются выставки современного изобразительного искусства, только успевай посещать, и т. д. и т. п. Приехав в Санкт-Петербург, вы должны оставить надежду немедленно попасть, например, в Мариинку, при всей дороговизне билетов, и останется удовольствоваться посещением Эрмитажа или экскурсией по Пушкинским местам, что мы с женой и сделали во время последнего визита в город на Неве и с немалым удовольствием. В то же время нельзя отрицать, что культура непрерывно испытывает натиск со стороны новых маркетинговых технологий, навязывающих дурной вкус, рассматривающих культуру исключительно как бизнес, подвергается давлению поставленного на индустриальную ногу производства всякого рода поделок под модное, интересное, но и в этих процессах я не вижу ничего, чего не было бы и прежде. В подобных схватках культура обычно зреет и крепнет. Главное - что для человека остаётся выбор и если выбор делается не в пользу высокой культуры, то здесь не проблема культуры, а каждой отдельной персоны.
- Во всех своих процессах, так или иначе, Вы придерживались принципов гуманизма. Для меня это самое главное. Вы всегда были и остаетесь человеколюбцем? Можно ли говорить, что Вам близко гуманистическое влияние? Ну, мне так видится, может быть, я ошибаюсь.
- Придерживаюсь ли я принципов гуманизма? Хотелось бы думать, что это так и спасибо за комплимент.
- Лев Юрьевич, одно время Вы были «постоянной величиной» на телевидении, гуру, знаковой фигурой, а сейчас появляетесь редко. С чем это связано? Новые проекты? Могли бы Вы рассказать об этом.
- Как и Вы, меня часто спрашивают, почему меня сегодня нет на телеэкране? Ну, сколько же можно на нём присутствовать? По-моему, и так было предостаточно. Лучше пускай спрашивают, почему меня там нет, чем говорят: боже, как он нам надоел!
- Существуют, как мне видится два ошибочных мнения, что советское ТВ было культурным, развивающим, профессиональным, а сегодняшнее ТВ – адский ящик, скопище Гадов – летописцев царя Давида, место, где профессионалам места нет или им придется подстроиться со всеми вытекающими. Как человек, знающий «кухню», что сегодня представляет собой это загадочный мир телевизионного искусства?
- Я никогда не погружался глубоко в телевизионную кухню. Может быть, моя неосведомленность по поводу, как там всё устроено за кулисами, и позволило мне сказать что-то неординарное и не быть скованным различными фобиями.
- Лев Юрьевич, у Вас есть жизненные и профессиональные принципы? Могли бы Вы их озвучить?
- Есть ли у меня жизненные принципы? Всего один. Постараться во всех жизненных обстоятельствах быть самим собой. Трудность заключается лишь в том, чтобы понять, кто ты есть на самом деле. Поиск понимания может быть долгим и трудным и не всегда приводит к позитивным результатам.
- Нужна ли в творческой профессии независимость? Или просто нужно работать всегда по «сценарию», профессионально, дали задание – сделай его хорошо, какое бы не было задание.
- Независимость, конечно, нужна. Однако она возможна лишь в тех пределах, в которых её удастся отстоять от посягательств тех, кто стремится её ограничить.
Записал Алексей Шульгин.