Музыкант Людмила Берлинская
Все труднее заставлять слушать и слышать классику
Интервью с Людмилой Берлинской
Интервью с Людмилой Берлинской - веха, за которой переосмысливать и переосмысливать. Талантливый человек, проницательный, очень умный и эрудированный - это про Берлинскую. Есть в ней еще "что-то", о чем часто писал Александр Блок, сам не находя нужного слова, чтобы понять суть таланта конкретного человека. Талант Людмилы Берлинской от Бога.
- Людмила, как Вам кажется: успех – это составляющая упорного труда, таланта или стечения обстоятельств? Или без одного из этих обстоятельств успех невозможен. Я задаю этот вопрос Вам, успешному и признанному мастеру, неслучайно, что Вы испытали на пути к известности? Да и вообще, считаете ли Вы себя знаменитой?
- Не могу точно ответить, Алексей. Раньше я думала, что труд. О таланте не говорю, без него все ненужно. А сегодня, в нашем "сегодня", думаю, что успех достигается благодаря умению заниматься бизнесом. Посмотрите вокруг: далеко не все, достигшие успеха, имеют на него больше прав, чем те, которые остаются в тени. Конечно, я допускаю некий процент шанса тоже, стечение обстоятельств существует. Я никогда не стремилась к известности, и это сказалось на моей карьере, другими словами, сама виновата. Я знаменита, да, но не в том смысле, как многие музыканты сегодня. Не думаю, что это нужно печатать: я свободна. А это не прощается. Возможно, за моими словами Вы углядите некую обиду, но сразу скажу- это не так. Я понимала, что делала. Это выбор. А иначе я не смогла бы играть.
- Какую роль в формировании Вашей личности сыграли семья и окружение? Вам повезло , с младых ногтей Вы окружены выдающимися людьми; это как-то способствовало особому мироощущению, уровню?
- Конечно, как у всех, семья сыграла свою роль. Да и окружение тоже. Мой отец был удивительным отцом и педагогом. Он никогда не навязывал своего мнения, просто высказывал мысли, предложения, предположения, пожелания. А дальше уж зависело от моих способностей, принять, услышать. Опять же, свобода. Мама была жесткой, вызывая чувство противоречия. Так достигалось равновесие. Моя бабушка Елизавета Николаевна окутала меня любовью, светлейший была человек, она ушла, когда мне было уже четырнадцать. Я понимала еще ребенком, что общаюсь с выдающимися людьми, получала удовольствие от уровня этой планки. Как-нибудь расскажу подробнее, с кем мне посчастливилось быть знакомой.
- В детстве Вы были «нормальным» ребенком, или все уже было подчинено музыке, то есть работа, работа, работа. Ведь многим музыкантам в детские годы пришлось отказаться от удовольствий, которые были доступны другим детям. Для достижения цели, высокой, но тяжело дающейся.
- Да, была работа, но это было естественно для меня, я видела других таких же детей. Как у всех, у меня бывало желание манкировать, вырваться " погулять", спрятаться, не прийти на концерт, но выигрывало ни с чем не сравнимое ощущение какой- то другой свободы после концерта, эта сладостная боль во всем теле, воздушность, соприкосновение с космосом.
- Людмила, скажите, какие авторы сегодня сформировали круг Ваших интересов в творчестве, как выстраиваются программы, формируются?
- Прежде всего, программы разные. Сольные, камерные, идей множество. Существуют, как теперь говорят, разные проекты. Есть мой совместно с моим мужем фестиваль в замках на Луаре. Мне всегда хотелось соединять в моих программах элементы разных искусств с музыкой. Театр, литература, живопись. Программа зависит и от того зала, места, в котором я играю. Все должно быть гармонично, едино. Конечно, есть любимые сочинения, которые во что бы то ни стало хочется сыграть. Только что вышел диск с моим любимейшим композитором Скрябиным, я буду продолжать играть его. Но время меняет нас, наши вкусы. Есть неизменные величины для меня, как Бетховен, Шостакович, Шуберт, Равель. А есть композиторы, которых раньше я не воспринимала, а сегодня они вдруг начинают проявляться для меня, и это необыкновенная радость.
- Что движет Вами в творчестве, какие проекты захватывают, над чем Вы трудитесь сегодня?
- Хочу еще раз сыграть всю камерную музыку Шостаковича. Хочу выучить несколько известных фортепианных концертов, повторить и продолжать играть мои любимые- 4 Бетховена, 4 Рахманинова, 2 Метнера. А также в дуэте с Артуром Анселем (с ним мы записали уже два диска) готовим две новые программы (а у нас их уже 10!), открываю для себя новых музыкантов, с которыми планирую сыграть в этом и следующем сезонах камерную музыку. Как я уже сказала, наш фестиваль, хоть и небольшой, но отнимает много энергии. Мы его очень любим. Хочу сыграть в Москве концерт в пользу приюта для животных, я недавно потеряла свою любимую кошку Катю. Кроме того, я преподаю и очень люблю это делать. А это как семья.
- Как Вам видится: классическая музыка продолжает играть роль в жизни современного человека? Или время классики прошло. И если шире – гуманитарное образование, развитие, что оно способно дать человеку? Время и люди становятся все более практичными.
- Так вот именно! Если люди по-умному практичны, то образование им необходимо (гуманитарное). А вообще - публику нужно воспитывать, вопрос: кто это будет делать? Успешные или одержимые? Согласна, что все труднее заставлять слушать и слышать классику, думаю, дело в интернете, скорости, как не крути, а духовная жизнь требует созерцания, сосредоточенности... Молчания. Я уверена, что гуманитарное образование расширит фантазию, ведь вот меня все время просят придумать " интересные, новые, необычные" проекты. Этого сколько угодно, но знаете, что бывает трудно? Объяснить эти проекты. Для этого и требуется от организаторов то самое образование.
- С кем из современных композиторов Вам посчастливилось поработать, а с кем бы Вы хотели сотрудничать в будущем, если даст Бог?
- Я имела радость работать с Альфредом Шнитке, Мечиславом Вайнбергом, Александром Чайковским, Викторией Борисовой - Оллас. Очень жду моего сотрудничества с Алексеем Рыбниковым!
Как говорил и мой отец, самое главное - редкое качество - уметь дружить. Я открыла для себя не так давно новых друзей, это бесценно. И я говорю конкретно об Андрее Кричевском, Команде фирмы Мелодия, которые мне поверили и доверили новые проекты.Не стану (а хотела бы) называть всех поименно. Я не сказала о друзьях- музыкантах. Это другое. Это еще сложнее и "бесценнее". Когда это искренне - то все получается!
Записал Алексей Шульгин.