Лиана Рогинская
Искусством всегда болели единицы, и я не думаю, что это может измениться
Интервью с Лианой Рогинской
- Лиана, я хотел бы спросить Вас сразу вот о чем. Художник – это земная миссия или профессия? Из регулярных наблюдений, мне кажется, что жизнь настоящего художника не является обетованной, не связана с растущим успехом и коммерческим достатком. Очень часто только после смерти художника запускается процесс переоценки и приходит признание. Могу я Вас порассуждать об этом.
Можно спорить, но искусство настоящего – это построение бизнес-модели и работа по бизнес-плану. Мне кажется, что художники прекратили получать радость от рисования, что прекратился непосредственный диалог с Богом, ушла непосредственность, жесть и эмоция из живописи. Все подчинено стремлению к успеху (заработку). Случайно это не есть тот самый закат духовности, о котором предупреждали философы и религиозные деятели?
- Насчет диалога с богом мне трудно судить – мы оба с Мишей агностики. Я думаю, что быть художником – это призвание. И сейчас есть художники, которые работают потому, что не могут не работать. Есть такие и в России. На мой взгляд, дело в кураторах, арт-критиках, особенно в России: редких интересует живопись, в ходу у них акционизм, концептуализм (хотя этот последний, как мне кажется, уже увядает). Что такое «закат духовности»? Мне кажется, подавляющее большинство об этой духовности не задумывалось во все времена…
- Как Вам кажется, какое место в жизни человека занимают добродетель и сострадание? Я наблюдаю, что Вы изо дня в день «бьете в колокол» призывая быть добрее в отношении животных, собак. Что это для Вас: Ваш крест? Откуда такие рьяность и энтузиазм?
- Я могу говорить только за себя: если человек равнодушен к страданиям других существ, беззащитных, безответных и бесправных, то он не заслуживает, чтоб его называли человеком, это просто двуногая сволочь. Пока я жива, я буду продолжать помогать животным – просто чтобы смотреть на себя в зеркало без отвращения.
- Все больше не хватает художников с философией, космосом, оригинальным почерком (как Краснопевцев и Рогинский). Хотя в свое время им пришлось претерпеть. Как Вы думаете, Лиана, почему именно таких художников особенно стало не хватать сегодня?
- Вообще я не люблю того, что называют «духовным искусством». Для меня важна живопись. А хорошие живописцы есть и сейчас, не буду называть имен, но они есть. Просто живопись любит ничтожное меньшинство людей, и эти художники не на слуху.
- Вы прожили жизнь вместе с удивительным художником и человеком. В чем выразилась философия Рогинского? Он «милость падшим призывал»? Почему он не шел на компромиссы ни в СССР, ни в Европе?
- По-моему, он не шел на компромиссы просто потому что не мог. Живопись для Рогинского была важнее всего в жизни. Не работать он не мог, работать так, как нужно, чтобы иметь успех – тоже не мог. Вот он и делал то, что было нужно ему – как любой настоящий художник.
- Как Вы думаете: возможен ли у людей всплеск подлинного интереса к искусству? Или этим будут «болеть» единицы? И у человечества есть шанс на преображение, выздоровление: хотя говорят, что прагматизм гораздо полезнее, чем нервная духовная жизнь.
- Этим всегда болели единицы, и я не думаю, что это может измениться. Просто раньше, при советской власти, кроме этих единиц, практически никого не было (ну, были иностранцы, которые покупали себе локальные сувениры, но это не в счет), на картинах нельзя было сделать себе ни имени, ни состояния. А теперь появилось богатенькое быдло, которое с помощью закупки картин пытается – и это им удается – создать себе общественное положение. Все это накипь, плесень, которая никакого отношения к искусству не имеет.
Опять же, не думаю, что человечество выродилось в последнее время. В большинстве своем люди всегда были алчны, равнодушны к страданиям других, безразличны к духовным ценностям.
- Участвуете ли Вы сегодня (в широком смысле) в художественной жизни? Как заботитесь о памяти Михаила Рогинского? И что делается и планируется сделать для того, чтобы память его жила?
- Я делаю что могу. Я создала фонд Рогинского и сайт фонда, привела в порядок много работ, организовала несколько выставок, составляю каталог-резоне… На 2020 г. запланированы его персональные выставки в ГТГ и в ММСИ – надеюсь, доживу. А дальше – от меня это уже не зависит.
Записал Алексей Шульгин.
Фото Александр Попов.