Художник Люся Воронова
ТАМ, ГДЕ ВЫРОЖДАЮТСЯ ЦВЕТЫ, НЕ МОЖЕТ ЖИТЬ ЧЕЛОВЕК
Этот бесспорный афоризм написал когда-то философ Гегель, но высказывание вполне относится и к философии известного художника Люси Вороновой.
Она превосходный портретист, пейзажист, натюрмортист. И...
«Всегда начинаю с человека. Мой первый жест — человек, его состояние, его смысл. Позирующий создает мне образ. И уже дальше в его пространстве возникает фон. В каждом человеке ищу Человека. Люди очень разные, каждый — космос, загадка, неожиданность. Моя палитра в холстах: красный — Жизнь, синий — Небо, черный — Вечность, охра — золото, много золота. Все так же, как в иконе, в народной культуре и искусстве классического авангарда» - из беседы художницы с Виталием Пацюковым.
Но нарисованные ею цветы это стихия. В цветах – Космос, Человек, Жизнь и Смерть, Красота... В цветах – ВСЕ. Как она сама недавно написала:
«Рисую поле цветов - ГИМН ЖИЗНИ».
Ее творчество антидепрессант. Близкое и далекое, понятное и неизъяснимое. Конечно можно говорить о традициях, но не хочется. Потому что по почерку узнается – это сделала Люся Воронова. Она один из немногих наших художников, кого, как хорошего знакомого, можно различить в толпе.
Как о Вороновой написать? Что нового можно добавить к тому, что сказано?
Свое слово мне помог сказать поэт Александр Блок. Вы знаете, как часто в своих стихотворениях Александр Александрович упоминал цветы!
- Разгадал я, какие цветы
Ты растила на белом окне.
- Цветы и травы покрывают
Зеленый холм, и никогда
Сюда лучи не проникают,
Лишь тихо катится вода.
- Любовники, таясь, не станут
Заглядывать в прохладный мрак.
Сказать, зачем цветы не вянут,
Зачем источник не иссяк?
- Офелия в цветах, в уборе
Из майских роз и нимф речных
В кудрях, с безумием во взоре,
Внимала звукам дум своих.
Лишь малая толика из его наследия. Но разве эти стихи только о цветах. У Блока цветы – СИМВОЛ. Вот и Люся Воронова поет свою мантру о человеке, душе, чувствах, изображая хрупкие и яркие сочетания. Звучит ГИМН ЖИЗНИ.
Жизнь на холсте продолжается
«Но в работах-холст/ масло-КОСМОС и боль спрятаны глубже. Эти работы сложнее, не сразу раскрываются. В них ровный гул и постоянная сила, без крика. Они сильнее».
Есть в подлинном искусстве что-то гипнотическое: ты ходишь-смотришь, влюбляешься, замечаешь страсть – и ВЛИЯНИЕ, которое может сказываться всю жизнь.
Черный, красный фон, цветы – хитросплетения, линии, пятна, многоцветие – тайный язык, способный врачевать, будить чувства. Люся Воронова вылечила не одну больную душу. Кто гений, кто не гений? Страшно разбрасываться такими категориями. Но я уверен, что проблесками гениальности (как минимум) наполнено все творчество Люси Вороновой (проблески гениальности – так когда-то оценили творчество Андрея Белого).
В завершение стихотворение Алексея Жемчужникова. Своеобразное выражение неизреченного:
Полевые цветы на зеленом лугу...
Безучастно на них я глядеть не могу.
Умилителен вид этой нежной красы
В блеске знойного дня иль сквозь слезы росы;
Без причуд, без нужды, чтоб чья-либо рука
Охраняла ее, как красу цветника;
Этой щедрой красы, что, не зная оград,
Всех приветом дарит, всем струит аромат;
Этой скромной красы, без ревнивых забот:
Полюбуется ль кто или мимо пройдет?..
Ей любуюся я и, мой друг, узнаю
Душу щедрую в ней и простую твою.
Видеть я не могу полевые цветы,
Чтоб не вспомнить тебя, не сказать: это ты!
Тебя нет на земле; миновали те дни,
Когда, жизни полна, ты цвела, как они...
Я увижу опять с ними сходство твое,
Когда срежет в лугу их косы лезвие..
Алексей Шульгин