Художник Клара Голицына
Я всегда была честной в искусстве
Интервью с художником Кларой Голицыной
- Клара Николаевна, поражает та страстность, свежесть и сила, с которой выполнены Ваши последние работы. Откуда Вы черпаете вдохновение, и что Вам хочется выразить в картинах? Вы по природе страстный человек?
- Вдохновение, кажется, заложено внутри. Думаю - перешло по наследству от разных поколений. В картинах хочу выразить косвенно своё отношение к происходящему. Страстный ли я человек, лучше говорят мои работы. Самой сложно на это ответить.
- Сегодня вы участвуете в огромном количестве выставок, с чем связан такой «марафон»?
- В выставках участвую, потому что предлагают. Пусть люди глядят. Зачем картинам дома впустую прозябать.
- Каждый, наверное, художник стремится к узнаваемости, к своему оригинальному стилю. Ваши «линейные» работы не перепутать с чьими-либо другими. Как шли поиски? Это наитие или Вы много экспериментировали?
- Линии интуитивно появились как замена музыке, когда в конце двадцатого века начала терять слух.
- Скажите, время как-то поменялось? Художник всегда обостренно чувствует время, с его светлыми и темными сторонами, историческими процессами, даже интуитивно выражает свою эпоху. Что Вы можете сказать о настоящем моменте: что это – безвременье или затишье перед «бурей»? Может быть невидимо для нас рождается новое искусство?
- Время сейчас ощущаю как что-то среднее между светлым и темным. Куда дальше повернётся - неизвестно. Поэтому оно тревожное.
- Вы всегда относились к неофициальному крылу. Почему Вы не вписались в систему, ведь это было просто и комфортно? Многие нонконформисты могли совмещать работу в Союзе художников с андеграундной деятельностью. Как было у Вас? И было раздвоение?
- Я никогда не хотела вписаться в официальную струю МОСХа. Предпочла зарабатывать на жизнь другим способом - по 8 часов в п/я (тоже художником, но не связанным с творчеством. Строила по чертежам сложные аксонометрии космических объектов, что, кстати, отвечало моим давним стремлениям к математике). А дома по выходным и вечерам параллельно шло творчество.
- Мне кажется, что в творчестве нужно быть кристально честным. Даже единожды соврав, художник лишается чего-то важного, что-то врущему не удается воплотить, в чем-то он лишается главного для художника – жеста, цвета, темы…. Согласны ли Вы с такой точкой зрения? Вам удалось быть честной?
- Я всегда была честной в искусстве.
- Скажите, как строятся Ваши нынешние отношения с кураторами, галереями, галеристами? Как Вы смотрите на современный арт-рынок?
- У меня нет какой-то конкретной галереи, галериста, которые бы мной занимались. Участие в выставках предлагают разные институции. В арт-рынок вписаться не стремлюсь - для этого мышление другое надо иметь. В общем, я сама себе менеджер. Изредка появляется мысль все сжечь, но пока подожду ещё.
- Может ли случится такое, что люди утратят интерес к искусству? Скажем, хорошего уровня дизайн заменит картины и рисунки художников?
- Конечно с эпохами все меняется и предположить, что будет через лет сто очень сложно.
Записал Алексей Шульгин.