В выходные и праздничные дни я постоянно пишу

Интервью с ректором МАРХИ, вице-президентом Академии художеств, искусствоведом Дмитрием Швидковским

- Дмитрий Олегович, еще не накопилась апатия, так мешающая творческой работе? Вы написали огромное количество книг. Остались ли темы, по которым Вам хотелось бы сказать свое слово?

- Вы знаете, таких тем очень много: от «Выживания. Оживления и Возрождения Готики в XVI-XX веках» до моей давней и нереальной, боюсь, мечты – книги «Краткой истории архитектурного пространства».

 - Сейчас (впрочем, раньше тоже это было) много копий ломается в обсуждениях современных архитектурных решений. Часто слышна интонация осуждения и недовольства. Но все ли так плохо? И разве мало сегодняшних архитекторов предлагают талантливые проекты? Дмитрий Олегович, что сегодня представляет собой российская школа архитекторов? И есть ли у нее будущее?

- Безусловно, поздняя советская типовая архитектура нанесла колоссальный ущерб не только жизненной среде нашей страны, развитию новых строительных технологий, но и ментальности архитекторов. Это было нечто, вроде болезни, от которой мы постепенно излечиваемся. К счастью, у нас сохранилась школа, во многом благодаря твердой позиции МАРХИ и в ней две взаимно дополняющих, хотя и внешне противоречащих друг другу традиций: великого зодчества русского авангарда и великой, может быть, последней великой из возрождений античного идеала советской неоклассики. Сегодня появляются ростки существенных художественных явлений, основанных на обеих традициях.

- Роль личности. Упало ли значение личности в современном обществе? И возможно ли сейчас существование творца-анахорета?

- Роль личности действительно упала. Однако, творчество архитектора, как индивидуального творца в полной мере остается на уровне создания художественной и даже функциональной идеи здания или города. Однако осуществление рабочего проекта невозможно без коллективной работы и сотрудничества с самыми разнообразными смежниками, заказчиками, социальными сообществами.

- Дмитрий Олегович, на большие «жертвы» приходится идти, занимаясь педагогической деятельностью? Сильно ли страдает от этого собственное творчество? Над чем Вы трудитесь сегодня?

- Да 90% времени уходит на преподавание (я читаю большой курс для магистров и участвую в подготовке бакалавров). Однако в выходные и праздничные дни я постоянно пишу. Скоро выйдет коллективная монография с моим большим участием «Прошлое и будущее архитектурной классической традиции», моя книга по мировой истории архитектуры, включая русскую – в форме очерков «Пространство мирового зодчества» и маленькая книжка, посвященная 100-летию революции – «Русская храмовая архитектура накануне революции». Кроме того, очень хотелось бы дописать «Историю английской архитектуры 16-19 веков», которую я пытаюсь написать 30 лет.

 

Записал Алексей Шульгин.


Яндекс.Метрика