ноября 3, 2017

Серпухов

Далекий зов кукушки
напрасно прозвучал. Ведь в наши дни
перевелись поэты.
                                           Басё

Серпухов

Время берет за горло. Вкус вина уже не такой яркий, а хмель не всегда делает иллюзорным и светлым мир. И люди кажутся уже не такими прекрасными. Пора бежать.
Это не звуки капели, не перелив ручья, это мощный гул, вдали ревет, сбрасываемая с плотины вода. Открыли шлюзы. Чтобы тебе что-то сказать я повышаю голос почти до крика. Мы на берегу Оки. Апрель. Еще вчера дни стояли серые с небольшим морозцем. А сегодня палит солнце и жарко в шерстяном свитере. Оттаивает земля. Когда идешь через поле, жирная глина, тяжелыми комьями прилипает к сапогам так, что тяжело поднимать то одну, то другую ногу.
От Высоцкого монастыря к Оке мы и прошли без пути через поле. Умаялись. И на  берегу искали место для отдыха. Мутные воды бились о берег. А свирепые и могучие потоки с волнами тащили бревна, коряги, травы и разный другой мусор. Страшно подумать, как сейчас человеку оказаться в воде. Это не обмелевшая летом, спокойная Ока, а бурная и коварная, вздутая талыми водами, река. Хотя и летом-то Ока коварна. Один мой дальний родственник, выросший на этой реке, утонул в одном из омутов с водоворотом.
Солнце светит ослепительно, небо высоко и так беспечно и радостно расположиться на берегу реки и дышать полной грудью водяным воздухом.

Из воды я вытащил причудливую корягу, и мы думаем везти ее в Москву? Решаем, не брать. Мокра и отяжелела. Зато берем крупные речные ракушки.
А за ивами проступает Высоцкий монастырь.
А у нас еще несколько часов до отъезда, серпуховской рыбник, купленный неподалеку, бутылка перцовой. И прости, Господи. Хорошо.

Этот приезд в Серпухов…  Любой маленький город в России чем-то напоминает шкатулку. И самое интересное спрятано на «дне». Можно сколько угодно читать всякие путеводители, форумы и чаты, но в этих назидательных собраниях советов всегда упущено что-то главное. И только, пешком гуляя, можно соприкоснуться и разглядеть городскую жизнь.
Серпухов мужской и женский монастыри, храмы, старая часть города, галерея. Чудотворная икона Высоцкого монастыря. Со всей России тянутся к ней пьяницы, чтобы избавиться от злого недуга. Список чудотворный иконы (сама икона утеряна в лихолетье) – серпуховская знаменитость, ради которой люди едут в Серпухов. 

У меня перед глазами и дивная галерея с собранием живописи и скульптуры – сопоставимыми со столичными музеями. Особенно хороши жанровые картины Маковского. Учитывая, что мебель и интерьеры остались от прежнего быта, можете себе представить и ощущения: как будто зашел в господский дом. Особый запах пыли, старины.
Какое было солнце, как оно горело! И на глазах, казалось, пробивалась молодая нежно-зеленая травка, набухали почки на деревьях.
Порой, чаще всего в таких поездках, мне чудится, что Бог смотрит с неба за нами. И это чувство небесного добра передается мне. И я становлюсь лучше себя самого, иду по земле и молитвенно мыслю: я желаю всем людям добра.
Долго такое состояние продолжаться не может, я возвращаюсь в Москву, круговорот дел и разных бытовых неприятностей возвращает меня к той реальности, которая зовется будничная жизнь. Небеса закрываются, а чтобы вновь почувствовать Бога, необходимо прикладывать много усилий. Потом об этом (что нужно стараться) забываешь и уже живешь  обычной жизнью.

Просторы Серпухова, с горы на гору; дали, синеющие леса, деревянные дома с узорчатыми наличниками, дымки из труб. Величавая гордая и сильная Ока. Как мне хочется вернуться в Серпухов!
Ведь есть еще о чем рассказать: о людях, их радостях и горестях, их жизни, рассказать их же словами, как есть. О них, живущих под русским Богом.

 

Алексей Шульгин.

Фото: Екатерина Софронова.


Яндекс.Метрика