сентября 23, 2018

Павел Дурасов

Угра после паводка. Из записок художника Павла Дурасова.

Почему такое название? Оно, конечно, не отвечает тому, что написано, о чем написано и … отвечает даже больше, чем нужно… Кому небезразлична Россия видит, что паводок начался, а куда нас всех отнесут воды времени? И выплывем ли? Страха нет, есть любопытство и грусть. Какое богатство народилось в русской литературе XX века, появились имена Абрамова, Можаева, Белова, Астафьева, Шукшина, Солоухина, Казакова, Распутина, Крупина, Лихоносова, Константина Воробьева, которых пошло и некорректно обозвали «деревенщиками», «Деревенской прозой». А только о деревенских проблемах они писали? Почему немногие разглядели в их книгах общечеловеческое и, пожалуй, главную проблему России XX века: геноцид и вырождение русского народа?  Та, традиционная, патриархальная деревня в России умерла. С болью это вдруг стало понятно в Суходоле (под Ельцом): «победила стальная лошадь». «Сорокоуст», который мы учили наизусть в школе, стал пророчеством. Но сможет Россия прожить без деревни? Сможет русский человек без земли? Мне кажется, что эта проблема еще встанет «на дыбы» в свой срок. Письма из «Ермотании» (деревня Ермотаево в Башкирии) я несколько лет получал от старейшего республиканского писателя и неистового деревенского жителя Игоря Павловича Максимова; в письмах говорилось о Льве Толстом, русской литературе, о том что Христос терпел и нам велел, много горького было о деревне, из которой бежали люди. В свое время я опубликую эти письма – документ времени.
Давно хотелось мне сделать интервью с художником Павлом Дурасовым. С его отцом художником-гравером, оформителем книг Львом Петровичем Дурасовым меня связывало многолетнее знакомство. Павел с необыкновенным достоинством продолжает дело своей «художественной династии» Дурасова-Судаковой (его мать, Лариса Николаевна Судакова, - тоже была замечательным художником). Интервью сделать хотелось, но не подворачивался нужный момент. За много лет общения с художниками я знаю, как важно порой «подбирать» за ними. Что художник считает ерундой, может оказаться шедевром. Вспомнить хоть анекдот о том, как Чегодаев из мусорного ведра у Фаворского достал портрет Пушкина-лицеиста, ставший впоследствии одной из самых известных работ Фаворского (Владимир Андреевич с этого «мусорного» рисунка даже вырезал гравюру). В моем случае, я  не лазил по мусорным ведрам, но мимо записок Павла Дурасова в социальных сетях пройти мимо не мог. Я собрал все записи и объединил их под общим названием «Угра после паводка». Записки резкие, но правдивые, созвучные и моим мыслям о деревне. Думаю, что эти записки и вас заставят задуматься или хотя бы оглядеться по сторонам. Москва – не весь мир, не вся Россия.
Что будет с русской деревней? Вот в чем вопрос.
Авторский изложения сохранен сознательно.

Алексей Шульгин

 

Деревня Шадеево - вымерла уж лет 10. На сайте Угорской волости в этой и многих других вымерших деревнях числится по 7-10 жителей. Дело Чичикова живёт и побеждает. Можно представить насколько лжива статистика по стране - в Нижегородской, Архангельской, Ярославской областях положение ещё хуже, чем в Калужской. Побережье Белого моря превратилось в "берег скелетов" (когда люди вымерли, морской ветер снял слой почвы - с кладбищ).

 

Шадеево. Новый телефон в вымершей деревне - волкам и зайцам тоже связь нужна.

Путь в Шадеево. Где вымерли люди, там рай для бобров , они строят циклопические плотины.

Пахомовский склон. До "переворота" (так здесь называют революцию) тут стоял барский дом. "Барыня была добрая, помогала тем, у кого неурожай, и жили хорошо, весело, не голодали". То,что началось потом, не поддаётся логике, это ужас, смерть, и голод, голод, голод. Андрей Платонов один описывал это, но сильно преукрасил (будучи убеждённым коммунистом).

Пахомовский колодец. Вода, которая годами не портится.

Поповский родник. "До переворота" здесь была часовня и водяная мельница. Поповский родник - колоссальное творение человеческих рук, пережившее неизвестно сколько веков. Тонны воды обрушиваются водопадом из запруды. А вокруг в земле -каменные мельничные жернова.

Окончание паводка 2013г., вода поднималась на 11 метров.

 

Лиса мышкует.

 

Мои соседи - Николай Егорович ("Ломоносов", как его называли за изобретательность) и Мария Афанасьевна Радзишевские сгорели заживо в 2005 . Их сын Евгений умер на 2 года раньше. Лет 15 в район тоннами целенаправленно завозили самогон из Калуги, продавали за копейки, или в долг - лишь бы пили. Самогон особенный, настоянный на табаке и каких-то таблетках - стакан (5 руб.) валит с ног крепких мужиков. Я думаю, иначе как геноцид , это не назовёшь.Тем более , если привозит это пойло полковник милиции на БМВ-Х5 (один из многих поставщиков).

 

Дом у обрыва. Тут живёт ветеран Николай Фёдорович Радзишевский "Жилкин". И повоевал, и в плену был. Когда пришёл с фронта, на месте родного дома - одни головешки. Построил два дома, была большая семья, сейчас - никого. Последний сын Иван -утонул в Угре. Теперь , в нечеловечески трудных условиях (после инсульта) доживает один. Иногда выходит посмотреть на реку : красота несказанная. В 2013 году в район по федеральной программе (бесплатно для населения) протянули газ. Но провели газ лишь к дачам ( кто заплатил ) , а к домам 3-х последних местных жителей - нет . У них нет таких денег. Слава Газпрому!

 

Дом Нины Тихоновны Лосевой. Самая весёлая была в деревне - певунья и озорница. Мужа в 41г. сразу убили на фронте , и она с 7 детьми - погодками оказалась под немцами , а младшему не было и года. Трудно было , ели кору с деревьев, траву из под снега , прятались по лесам и оврагам, но всех детей сберегла. А когда наступил голодомор 46-47 годов , трое младших детей померло. Видимо, наша родная власть относилась к крестьянам хуже, чем немцы. Как-то Нина Тихоновна приходит ко мне : " Павел, а Павел, чего то мне к 9 мая пенсию прибавили ? Небось за то, что я с войны не тронутая ?"  Или в другой раз :"Павел, а Павел, мне внук с подводной лодки письмо прислал, Как же они из под воды письма то посылают? А?"

 

Анна Михайловна Морозова. Удивительно позитивный человек. А под 90 лет по льду погналась за хорьком, который повадился в курятник, упала и сломала шейку бедра. Но после 2-х месяцев в больнице - опять на ногах, трудится с утра до вечера. Однако на зиму уезжает в город к сыну, здесь зимовать ей уже тяжело.

 

Сергей Анатолиевич Куренков - последний был молодой парень в округе. Удивительно светлый человек (мне всегда напоминал Любшина из "Не стреляйте в белых лебедей". В армии служил рядом с Чечнёй и в Чечне. Мама забрала его оттуда полутрупом (хотя чеченцев он там не видел) - офицеры били сильно : не хотел собирать коноплю... Кто мог подумать, что пуля настигнет его у родного дома.
7 декабря 2011г. приехали охотники из Москвы, как полагается - в стельку пьяные. Позвали Сергея загонять зверя. В 500 метрах от дома он был убит первым выстрелом (картечью). Убийца получил 2 года "условно". Почему? -ветеран ФСБ. (2 года уже прошло - может смело убивать дальше). Отец Сергея как-то просуществовал ещё год, а мама ещё жива (но это сложно назвать жизнью).

Виктор Иванович Евсеев. Ветеран , человек редкого духа и силы ( в том числе и физической), постоянно чем-то увлечён: то строит дом, то перестраивает, то строит печь, то её ломает, строит заново.,В 43 году получил две пули на Курской дуге. После войны в голодомор ходил в города на зароботки (без паспорта)- лагеря лет на 10
. Синяк под глазом - полез на дерево (89 лет) срезать ветку для косы и упал. Сейчас борется с агрессивными исламистами, которые понемногу заселяют район, отключают ему воду, свет :"Вы русские пьяницы и бездельники , больше жить здесь не будете, теперь здесь шариат!"

 

Егор и Нина Жуковы. Работящие и ладные, и всё у них ладно, и дети - на заглядение, и Егор - один из не могих в деревне абсолютно не пьющих, а не выдержали жизни в деревне , давно уж переехали в Калугу. Проведя пол-жизни в деревне (лучшую часть), я всегда пытался постичь глубочайшую истину, заключённую в крестьянском образе жизни : БОГ, ЗЕМЛЯ, и Человек между ними, а всё остальное - или лишнее, или может лишь дополнять эту истину. Житель города может (если захочет) путём долгих поисков , образования , метаний обрести веру, смысл жизни, истину, этический абсолют - всё, что получал крестьянин "по праву рождения", "от земли"(не случайно то, что в деревнях никогда не запирали дома - воровства не было абсолютно). И часто чуть потянут горожанина за ниточку (зависти, ксенофобии, сталинизма, коммунизма, империализма и т.д.) и все образования, этические наработки , слетают с него, как утренний туман, обнажая какого-то первобытного дикаря. С крестьянами так не происходило, крестьянская культура , впитанная с рождения, так просто не испаряется (за 32 года в районе я не встретил ни одного сталиниста). Увы, крестьянская культура часто испаряется, когда люди перебираются в город. Сколько мужиков, переехавших в город, оторвавшись от корней, от родной земли, потеряли человеческий облик, приезжали в родную деревню для поисков "клада" - раскапывали могилы предков. В Николо-Ленивце вся гора в древних склепах - расковырянных. Теперь длившееся 100 лет уничтожение крестьян, как класса, завершено. Россия превратилась в Грецию, где 90процентов населения живёт в Афинах... Великая русская культура веками опиралась на Великую крестьянскую культуру. На что она будет опираться теперь? Пролеткульт? Культура Рублёвки? Примеры - печальны.

Дом Варвары Афанасьевны и Марии Афанасьевны Жуковых. Они прекрасно помнили время их юности - время "до переворота", как кипела здесь жизнь, как ходили "на гулянку" в райцентр Кондрово ( это 40 км) - выходили в 4 утра , возвращались под утро. А потом - пришлые люди ( комбеды) уничтожили весь их уклад жизни, разоряли и грабили всех подряд. Много народа пропало - были высланы, А потом наступило "крепостное право"- колхозы - голодомор 30-х , когда съедали всю траву в оврагах, и о съеденных детях в районе они тоже знали. Причина голода 30-х и 46-47гг. всегда одна - приказ из центра : сдать всё до зёрнышка (и посевной запас).

 

 

Рядом с моим домом - Калинкин луг (я всегда считал : лучшее место на свете) - поле круглое и покатое к краям, где Земля круглая , как шар. И видно вдаль километров на 20. Стоишь посередине , и кажется - протяни руку и достанешь до неба. А лет 10 назад я узнал, что в 41 году где-то на этом поле погиб наш взвод разведки - 30 солдат. Они вышли прямо в расположение немцев (может быть - заблудились) и все были убиты на этом поле. И стоя на этом поле очень ясно представляется, как 30 мальчишек , получив немецкую пулю, в последний раз обнимали эту землю (по которой я теперь хожу), землю теперь преданную и проданную и заложенную в банках.

Деревня Калинкино. Ликвидирована в 30-х годах.

Деревня "Красное утро". Ликвидирована в 30-х г.

 

Обрыв. Рядом жили известные на всю округу горшечники Горшковы. Но дом сгорел, с пол года они с тремя детьми прожили в землянке. И ушли в неизвестном направлении. Лет 10 о них не слыхать.

 

Дальше - чужая земля. Вся земля в районе принадлежит местным князькам, калужскому депутату Рыбаку, каким-то тайваньцам и заложена под кредиты в банках. Больше 10 лет ни сантиметра не вспахано, не засеяно, поля заросли берёзой.А люди - тут только мешают местным властям. В 90-х один из "хозяев" Калужской области Дмитрий Рыбак построил в районе небольшой колбасный заводик. При полной нищете, безработице 99 процентов, и строжайшем запрете брать на заводик на работу местных жителей, за 10-12 лет крестьяне сдали на колбасу всех коров, лошадей и овец. Теперь не осталось и крестьян. Зато у Рыбака 9-этажная вилла: 

 

 

 

Николо-Ленивец. Местные жители считали, что именно здесь было "Стояние на Угре" в 1480г. 2000 лет назад здесь было поселение в несколько тысяч человек. Сейчас - 0 (несколько дачников). Летом здесь проходит фестифаль "Архстояние", приезжает масса народа. Интересно, у кого-то возникает вопрос: Куда подевалось местное население? Один из ответов - по пути: большая деревня Острожное - такая же разруха, как и везде, но на краю - мини Рублёвка (два особняка) участкового и главы администрации. Коррупцию зашкалило - люди вымерли. Мини Рублёвка есть в каждом городке, в каждой большой деревне. Это - как метастазы.


Яндекс.Метрика