Мы общались по-другому. Рисованием.

Художнику Александру Путову посвящается

Дочь художника Путова – удивительная: мало того, что она любит своего отца, она еще хранит о нем светлую память. Сейчас Луиза Путова занята важным делом – увековечить память Путова старшего, открыть его новым поколениям людей. Что из этого получится? Дело непростое. Я надеюсь, что у Луизы все получится. Это интервью читается на одном дыхании, я сознательно оставил все языковые и интонационные оригинальности. В этом есть шарм, ощущение, что Луиза говорит, а не пишет.

 

-Луиза, начать я должен с этого вопроса. Каким Вам запомнился отец? Если можно расскажите о нем.

 

- Это грустно, но я особенно помню отца в конце его жизни, когда он уже болел паркинсоном. Я родилась в 1993ем году, и поставили диагноз в 2003ем году, когда у меня было всего 10 лет. Он много страдал, и как бы чувствовал себя виноватым, что он такой вес дла нас, для семьи. На него лекарство действовало очень плохо, он становился параноик, думал что полиция ищет его, или КГБ, он даже попытался убежать из дома...  Он больше не мог писать картины, и занимался рисованием. Для меня, его последние рисунки, лучшие работы его жизни, но они были сделаны в большом страдании.

Я помню, что отец говорил мало. За обедом, он смотрел и слушал, что мы говорили, и иногда сказал что-то по-русский, пословицу или что-нибудь другого, и я просила мамe переводить. Я изучала русский язык уже в университете, так как мы с папой почти не разговаривали. Мы общались по-другому. Рисованием. Иногда мы с ним в комнате рисовали вместе. Правила игры была, каждому в своё время рисовать одну линию, и так рисовать целый рисунок. Каждый из нас решает когда считает, что рисунок закончен. С моём братом они также рисовали. У нас в Бретане сохранились эти рисунки.

Вообще, я лучше узнавала отца после его смерти, во время перевода автобиографии Реализм Судьбы. Я также осмотрела все папки фотографии, рисунки, и поговорила со много люьми, которые знали его ещё до болезни. После его смерти, мне очень хотелось его узнать, и мне всё ещё хочется узнавать больше о нём.

 

- Что Вас подвигло заняться популяризацией наследия Александра Путова? Как Вам кажется: он достаточно известен? Или Александра Путова еще не получило должного признания?

 

- Во-первых, я чувствую, что тысяч рисунков, которые мы xраним в чердаке выли написаны не для того, чтобы быть именно в чердаке. Когда я смотрю на картину или рисунок отца, я чувствую, что он(а) может делать у кого-нибудь добро. Каждая из работ сделана, чтобы её возможно было смотреть долго, часами если хочется, и мне надоела то, что работы умирают в папки в чердаке. Мне важно, более чем признание творчество отца, чтобы было место, где можно любоваться на картинах, и в то же время, где множество работ была бы в ограждённая от сырости и пыли. Но чтобы было такое место нужно заниматься  популярности.

Александр Путов никогда не искал успеха. Он часто продавал работы очень дешево, так как он работал быстро, и больше всего хотел иметь необходимый материал, чтобы работать. По-моему, он был прав. Мне кажется, что художник не обязан продавать себя, и что, продажа - полноценная профессия, которая занимает много времени. И время нужно, чтобы творить. Но теперь, мы (семья Путова) должны сражаться, чтобы Путов был достаточно известен, и чтобы как можно больше люди могли бы любоваться на его картины в музеях. По-моему, натурально то, что творчество человека, который дал жизнью для живописью, получила признание. Но приходиться бороться за этого...

 

- Луиза, как Вы относитесь и понимаете творчество своего отца. Я понимаю, что вопрос сложный. Но иногда не искусствоведы, а близкие люди и простые зрители более точно определяют творчество того или иного художника?

 

- Правда, это сложный вопрос. Я буду отвечать косвенно. Я недавно посмотрела все фотографии работ, сняты отцом, для моего проекта "По следам Путова". Мне поразило то, что можно хорошо угадывать, где работа написана. В картинах, написаны в Париже, в Израиле, в Канаде, в Провансе или в другое место - разные атмосферы, даже если это портрет или абстрактной рисунок. Мне кажется, что отец умел так насыщаться энергии места, что она непременно сказывалaся в картинах. Я даже сказала бы, что он мог чувствовать разные времени, когда он рисовал место или человека Он предчувствовал, что будет и знал, что было. В последные работы  - много символов, нарисованы по интуиции.

Одним словом, нет ничего фальшивого в творчество Путова. Каждая линия, каждый мазок краски написана, потому что у художника было ощущение, что должно быть именно так. Кажется, что отец был посредником между внешнего мира, которого писал, и настоящая сущность этого мира.

Tворчество отца я не понимаю, а глубоко чувствую. И мне кажется, что именно так нужно относиться к его живописью. Путов сам не "понимал", что он рисовал, не "думал" об этом, но ЧУВСТВОВАЛ, что это так, и нельзя по другому.

 

- Что делается сегодня, чтобы Александра Путова узнало как можно больше людей? И, как Вам кажется, почему в России (где художник родился) о нем так редко вспоминают?

 

- Честно говоря, мы с мамой - единственные, кто действуют для этого. Мы создали ассоциацию "Алесандр Путов", и я надеюсь, что в этом году мы будем получить больше финансирование. Я также надеюсь, что много людей узнают о моём проекте идти по следам отца. Одно слово о проекте : я решила путешествовать в странах, где отец жил или рисовал, чтобы находить работы которые там остались, познакомиться с людьми, которые знали его, и собрать от них свидетельства и воспоминании о нём. Я много действую по Интернете, занимаюсь сайтом алексадрпутов.фр, у меня есть блог, итд. Ничего пока по-русский нет. Я хотела бы, что всё было переведено, но мой русский язык не достаточно хорош, и всё перевести было бы огромную работу

В России ничего не сделано для последства Путова, потому что у него там нет семьи, и очень часто занимается последствием художника именно его семья. В России живёт Константин Семёнов, который написал книгу "Начало художника" о Путове. Но он становится старым, и сейчас никого нет в России, чтобы заниматься об этом. По-моему, до разрыва СССР никого не хотел заниматься о нём, потому что он эмигрировал в Израиль. Он сам побыл в России всего два раза после эмиграции, в 1989 и в 1995. Именно поэтому я буду оставаться 3 месяца в России в этом году, и я надеюсь, что найду людей, которые знали его ещё в России, и, быть может, имеют какие-нибудь информации про тысячи работы, оставшихся в России во время эмиграции отца в 1973ом году.

 

- Луиза, как Вы думаете, важно ли, чтобы историческая справедливость торжествовала?

 

- Конечно. По-моему историческая справедливость не существует, и наша точка зрения всегда субъективной, но всё-таки очень важно бороться за ней ! Однако, я считаю, что настоящие гении, как, по-моему, был мой отец, всега получают признание. Иногда после очень долгих лет, но всё-таки получают.

 

- Хотелось бы узнать, какие акции или выставки, или издания, связанные с Александром Путовым можно ждать в обозримом будущем?

 

- Я надеюсь, что будет много ! Я хотела бы организовать как минимум одну выставку в каждой стране где я буду путешествовать : в Канаде, во Франции, в Швецарии, в Израеле и в России. Во Франции наверно будут несколько выставок. Мы сейчас раздумываем об Изоиздания про творчество Путова, но это нуждается много времени и это очень дорого, так как наверно придётся ещё немного ждать ! Во время путешествии, я буду снимать как можно больше количество работ в хорошем качестве, и я надеюсь что скоро после этого будет книга ! В России я очень хочу устроить выставку в музеи Хлебников в Астрахане. Отец иллюстрировал много стихотворение Хлебнокова, и также Леонида Губанова, и очень интересно была бы выставка этих иллюстраций! У меня сейчас ещё мало детали про всё это, но от такого проекта "по следам Путова" можно много ожидать !

 

- Не могу Вас не спросить: какое место искусство занимает в Вашей жизни? И Вы анализировали: какое отношение к искусству складывается у людей в Европе?

 

- Искусство играет очень большая роль в моей жизни, но думаю, что не все люди в Европе такие. Я росла посредине картины, в запахе терпентина, в парижанных скватах. Мать - музыкант, и всегда считала, что творить важнее, чем зарабатывать деньги. Я же занимаюсь более всего театром, но я даю себе передышку в этом году, чтобы заниматься работами Путова. Я также занимаюсь переводом (по-моему это тоже искусство в своём роде), я рисую (намного хуже, чем отца) и занимаюсь музыкой (хуже, чем мать и брат). Мы с братом воспитывали в идеи, что свободное творчество, самое важное в мире.

Я учусь уже несколько лет в Париже, так как могу поговорить об отношении людей к исскуство в этом городе. Среди людей, которые я знаю, я чувствую, что исскуство является мером, чтобы блистать в обществе. Любят, что должны любить, ненавижут, что должны ненавидет. Всё по моде... Прямого отношения к искусство нет, потому что больше всего обращают внимание на то, что вокруг работы : получил ли автор/художник приз, Сколько продаются картины, что говорят о нём знаменитые люди, с кем дружится художник, итд. Люди не умеют смотреть. Но это про художественные круги.

Я часто говорю с людьми, которые умеют смотреть, и действительно любят искусство для самого, и понимают например, что мой проект очень важен, что Путов - великий художник, и что необходимо, чтобы он был более известен. Я недaвно показала рисунки отца десятилетней девочке, у которого оказалось очень точный взгляд на творчество Путова, так что надежда всё-таки есть !

Вопросы задавал Алексей Шульгин.


Яндекс.Метрика