Искусство должно быть духовным, исполненным любовью

Интервью с художником Лидией Казариной

Художник Лидия Казарина, отвечая на мои вопросы, во многом убедила меня в правильности некоторых настроений. Это художник  душевный, тонкий,  профессионал. Есть за что полюбить ее картины.

 

- Лидия,  в нескольких словах расскажите, как Вы стали художником. Где учились? Как семья помогала Вам, одобрила Ваше стремление (или нет)? Какие Вас наставили педагоги?

- Я любила рисовать с детства, и родители, семья офицера, всю жизнь на колесах. Я родилась на Украине, сестра - в Москве, а брат -  в Берлине.  Внимательно относились к увлечениям детей: я и брат стали художниками. Сестра - музыкантом. Училась я на худ-графе МГПИ на одном курсе с Виктором (Виктор Семенович Казарин – художник).

 

 - В своем творчестве Вы как бы продолжаете традиции гуманизма, Ваши работы красивы, он  вне времени. Сейчас многие забыли, что рисовать можно так, что искусство будет радовать взгляд. Многие стремятся воплотить коммерческую идею в серию, цикл, концепт. Что  движет Вами в творчестве?

- Что движет мной в творчестве - любовь к живописи. Мне интересна такая живопись, которая несет эмоциональный образ и она выразительна. В моем понимании выразительный язык живописи - это говорящий, волнующий цвет, это звучащая линия, это ритм, наполняющий образ. Я не разделяю жанры, техники, темы, главное - образ, и тогда возникает контакт и с картиной и с художником.

 

- Тема природы, как мне кажется, Вам наиболее близка.  Вы уезжаете из города? Где Вы нашли свою обитель, где можно черпать вдохновение?

- А черпать вдохновение можно везде, если умеешь " видеть". Но, конечно, полной грудью дышать можно, живя и общаясь с природой, поэтому мы с Виктором все лето проводим в Ферапонтово, в краю озер, лесов, где много неба, света, а по воскресеньям разливается над озерами колокольный звон древнего монастыря с фресками Дионисия. И "не нужен нам берег турецкий, чужая земля не нужна".

 

- Как мне кажется, Вы не гонитесь за модой, не спешите продать все и вся. Как Вам удается сохранять все лучшее в себе?

- Насчет  "продать все и вся" - это не про нас!

 

- Деление, которое сейчас раскололо искусство на современное и … остальное, Вы признаете его? Каков Ваш взгляд на искусство? И что есть искусство для Вас?

- Есть искусство, и есть остальное! Бог - творец. А если человеку дается дар творчества, он не должен служить дьяволу. Вот моя позиция на искусство, а современное оно или первобытное - не важно, искусство должно быть духовным, исполненным любовью.

 

- Как Вам кажется, важно ли участвовать в выставках?  Как и когда прошли Ваши последние выставки? Могли бы Вы о них рассказать.

- Теперь про выставки. Выставки - это и общение художников , т.н. цеховой интерес, и со зрителем. Хотя художник, в первую очередь пишет для себя, самовыражается, - ему нужен зритель, для которого он оттачивал свой язык, мастерство, искал образы, в которые облек свой трепет, свою радость, грусть, мысль... А как зритель, я, когда смотрю Ван Гога, например, я испытываю бурю эмоций, мне, хоть частично, передается его восторг, его любовь! Вот для чего искусство, выставки. А если на выставке я не получаю радости, не открываю для себя нового способа " видения", мышления,- такое искусство мне не нужно. А вот в последнее время все больше таких выставок, где ждет тебя цинизм, шок, плевок в душу, дьявольская ухмылка и прочие мерзости, принесенные нам с "европейскими ценностями"... Русской душе это чуждо, и надеюсь, что скоро это все уйдет, как тупиковый путь, путь в никуда. То, что происходит сейчас с "актуальным искусством" я бы сравнила с ситуацией, когда бы мы вдруг отказались от своего русского языка и начали мычать как первобытные люди. Спрашивается, а для чего все было? Для чего были Пушкин, Лермонтов,  чтобы теперь мычать? Главной идеей актуалистов, видите ли, является жест. Ну, видели мы этот "жест" в Питере с поднятием моста... много ли ума надо? Называйте это политическим протестом или просто шоу, но причем тут искусство? Последняя выставка, в которой я участвовала, проходила в сентябре, на полях в Ферапонтово.

 

 - Деление художника как бы на человека и на художника естественно? Или это неразрывно?

- Художник и человек... это нераздельно, и художник себя полностью раскрывает в своих работах, нужно только знать его язык, т.е. язык живописи.

 

- Лидия, трудно ли двум медведям уживаться в одной берлоге? Как Вам – двум большим мастерам удается сохранять семейный союз с Виктором? Над чем Вы трудитесь теперь?

- Сейчас готовлюсь к новой, на Кузнецком 20. Спрашиваете, как нам в одной берлоге - очень нелегко, особенно с таким крутым медведем, и работаем мы каждый в своей мастерской, - иначе тесно. Но удерживает нас вместе, наверное, любовь к живописи, и мы единомышленники во взглядах на смысл в искусстве и смысл в жизни. Вот так...

 

Записал Алексей Шульгин.

 


Яндекс.Метрика